Китай – задачи регуляторов

Заместитель министра по охране окружающей среды и секретарь национальной администрации по ядерной безопасности Китая (NNSA) Лю Хуа (Liu Hua) дал интервью газете «Daily Economic News». Публикуем сокращённый перевод интервью.

Какие последствия для отрасли имела эпидемия COVID-19 и какие меры были приняты по борьбе с ней?

В начале эпидемии были определённые сложности – например, некоторое (небольшое) число людей не смогло вовремя вернуться на рабочие места. Но в целом предприятия атомной отрасли КНР предприняли строгие и эффективные меры для профилактики эпидемии.

Влияние эпидемии на эксплуатацию и строительство в итоге оказалось незначительным, а безопасность и качество работ эффективно контролировались.

Национальная администрация по ядерной безопасности Китая в полной мере выполнила решения ЦК КПК и Госсовета КНР по координации и борьбе с COVID-19.

Во-первых, мы использовали «онлайн и оффлайн» комбинации для того, чтобы уровень надзора за ядерной безопасностью не снижался.

Во время эпидемии атомные станции продолжали работать непрерывно и стабильно, а наши инспектора оставались на площадках в течение двух-трёх месяцев, что позволило обеспечить постоянный контроль.

В то же время мы применяли для поддержки инспекторов «в поле» интернет-технологии, и это гарантировало, что уровень и глубина регулирования не снижаются.

Во-вторых, мы оптимизировали лицензионные процедуры для таких направлений, как безопасность оборудования, квалификация персонала и импорто-экспортные разрешения для радиоизотопов. Мы ускорили внедрение принципа «Один вход в интернет» для получения разрешений, поменяли «порог» на «рычаг», и это позволило предприятиям быстрее «нажимать на кнопку старта» при условии обеспечения безопасности.

В-третьих, мы одновременно и контролировали, и помогали в деле разблокирования цепочек поставок. Это позволило снимать блокировки и устранять камни преткновения для цепочек поставок, а также обеспечило качество строительства и безопасность эксплуатации атомной энергетики.

В-четвёртых, путём «снижения давления» мы способствовали участию ядерных и радиационных технологий в борьбе с эпидемией. Речь идёт о таких мерах, как активная координация усилий при срочной доставке медицинских радиационных источников в провинцию Хубэй, исключения из процедур лицензирования для радиационного диагностического оборудования для медицины, и так далее.

Как обстоят дела с безопасностью атомной энергетики в Китае?

Китай всегда рассматривал обеспечение безопасности атомной энергетики как важную национальную задачу, интегрированную в процессы использования ядерной энергии. У нас создана относительно полная система норм ядерной и радиационной безопасности, соответствующая самым строгим международным и национальным стандартам. Мы осуществляем надзорную деятельность, опираясь на эту систему.

Развитие атомной энергетики в Китае началось позже, чем во многих других странах, и это позволило нам освоить накопленный мировой опыт проектирования, строительства и эксплуатации АЭС, что даёт нам преимущества на будущее.

На сегодняшний день в Китае эксплуатируется 47 атомных энергоблоков (в базе PRIS 48 блоков, так как в ней учтён CEFR. – Прим. SinoAtom.Ru). Показатели безопасности хорошие, до сих пор у нас не было инцидентов уровня «2» и выше по шкале INES.

Эксплуатация атомных электростанций в Китае отвечает требованиям стандартов МАГАТЭ, обладает в полной мере способностью реагировать на проектные аварии, а также располагает возможностями по предотвращению и смягчению тяжёлых запроектных аварий. Таким образом, безопасность эксплуатации китайских АЭС гарантирована.

Для блоков с реакторами AP-1000, EPR, «Hualong One» и другими новыми реакторными проектами уже на стадии проектирования предусмотрены меры по предотвращению и смягчению последствий серьёзных аварий, и их уровень безопасности был дополнительно повышен.

В Китае четыре блока с реакторами AP-1000 и два блока с EPR были введены в коммерческую эксплуатацию. Китай стал первой страной в мире, успешно освоившей технологию ввода в эксплуатацию и собственно эксплуатацию атомных энергоблоков нового поколения.

Согласно данным WANO, за последние пять лет 80% эксплуатационных показателей атомных энергоблоков КНР были выше среднемирового уровня. В 2019 году 23 китайских блока получили от ассоциации высшую оценку. Показатели безопасности в Китае с каждым годом повышаются, и это позволяет говорить о том, что по уровню безопасности атомной энергетики наша страна является мировым лидером.

В Китае строится 15 блоков (по данным PRIS 11 блоков, причины расхождения неизвестны. – Прим. SinoAtom.Ru). Используя накопленный более чем 30-летний опыт эксплуатации, мы продолжаем совершенствовать наши проекты, и их уровень безопасности выше, чем у аналогичных зарубежных блоков.

По радиационной безопасности. В Китае в общей сложности имеется 146 тысяч радиоактивных источников и 198 тысяч лучевых устройств и комплектов.

Благодаря совместным усилиям государственных органов на всех уровнях была проведена интенсивная работа по регулированию радиационной безопасности радиоизотопных и радиационных установок, усовершенствованы средства обеспечения безопасности. Частота инцидентов снизилась с 6,2 на 10 000 в 90-ых годах до менее 1 на 10 000 в последние годы, причём тенденция к снижению продолжается.

Какие основные проблемы стоят сегодня перед китайским атомнадзором

Как уже сказано, на протяжении длительного периода времени ядерная и радиационная безопасность в Китае демонстрирует высокие показатели. В то же время, мы чётко осознаем, что риски для ядерной безопасности существуют всегда.

Во-первых, риски имеются на международном уровне.

Глобальная ситуация в области ядерной безопасности сложна и изменчива. Усиливаются стратегические игры, международный порядок ядерной безопасности уже в какой-то степени нарушен. Возрастают факторы неопределённости и нестабильности, оказывающие влияние на ядерную безопасность Китая.

Во-вторых, есть риски на отраслевом уровне.

В условиях экономических сложностей всегда нужно придерживаться философии первоочередного внимания к безопасности. Ответственность предприятий за ядерную безопасность должна быть усилена, все нарушения и фальсификации должны быть полностью устранены.

Необходимо ускорить процессы вывода из эксплуатации окончательно остановленных ядерных установок и обращения с с радиоактивными отходами. Также нельзя игнорировать риски, касающиеся безопасности и окружающей среды, при прекращении работы урандобывающих и металлургических предприятий.

В-третьих, нужно учитывать социальные аспекты.

Общественность пристально следит за ядерной безопасностью. Формы и механизмы коммуникаций с общественностью должны постоянно совершенствоваться, причём конкретные усилия должны реализовываться на протяжении длительного времени.

В-четвёртых, необходимо обеспечивать должный уровень регулирования.

С вводом в эксплуатацию новых установок, применением новых технологий, новых материалов, нового оборудования от нас требуется правильно распределять регулирующие ресурсы. Для этого мы должны мыслить практически и делать всё для превращения кризиса в возможность.

SinoAtom © 2017-2024