Министерство энергетики США на прошлой неделе ужесточило правила выдачи разрешений на экспорт ядерных технологий, оборудования, компонентов и материалов в Китай, а также ввело фактически полный запрет на экспортные сделки с корпорацией CGN.
В ответ в атомной отрасли Китая заявили о том, что китайский атом «самодостаточен» и санкции США не нанесут серьёзного ущерба китайским атомным проектам, включая проекты по строительству атомных блоков в Британии.
Также китайские атомные компании предупредили, что могут использовать юридические пути для защиты своих законных интересов.
По мнению китайских аналитиков, специализирующихся на атомной тематике, атомный бизнес в КНР «не похож на бизнес компании ZTE». Они считают, что единственным результатом введённых в США ограничений на атомный экспорт в Китай станет сокращение возможностей на китайском рынке для американских компаний.
Необоснованные обвинения
Корпорацию CGN в Вашингтоне обвинили в том, что она якобы занимается хищением ядерных технологий у американских частных фирм. Это якобы создаёт преимущества для китайских государственных компаний.
Корпорация CGN прокомментировала эти обвинения в своём официальном аккаунте в китайском сервисе микроблогов «Weibo».
«Мы не понимаем, основаны ли обвинения, выдвинутые США, на проверенных фактах или на вступившем в силу судебном решении», – говорится в комментарии.
В любом случае, считают в гуандунской корпорации, эти обвинения «полностью необоснованны», и CGN «оставляет за собой право предпринять юридические действия для защиты своих законных интересов».
Одним из обоснований необходимости введения ограничений на атомный экспорт в КНР американские чиновники называют якобы усилившееся при председателе Си Цзиньпине сращивание гражданского и военного секторов китайской атомной отрасли, что позволяет китайским оружейникам получать доступ к американским технологиям, поставленным в Китай для мирных целей.
С данным тезисом в Пекине не согласны категорически. Так, известный военный эксперт и телевизионный обозреватель Сун Чжунпин напомнил о том, что гражданские и военные ядерные технологии «используют сильно отличающиеся стандарты». Он полагает невозможным какие-либо прорывы в военных ядерных проектах КНР, базирующиеся на результатах китайско-американского атомного сотрудничества.
«Американское объявление (о введении экспортных ограничений) – это очередной ход в шумихе по поводу «теории об угрозе со стороны Китая», не имеющей под собой никаких оснований. Без американского импорта Китай продолжит сотрудничество с такими странами как Франция и Россия, а администрация Трампа всего лишь закрывает бизнес-возможности для американских атомных компаний на китайском рынке», – заявил Сун Чжунпин в комментарии для «Global Times».
Другой пекинский аналитик, попросивший китайские СМИ не раскрывать его имени, высказался следующим образом: «CGN и CNNC не похожи на ZTE. Они уверены в своих силах, и их трудно шантажировать».
«Но они (корпорации CGN и CNNC) должны подготовить запасной план на случай, если американские ограничения окажут влияние на сотрудничество Китая с третьими странами», – добавил эксперт.
Возможное влияние
Важный и чувствительный для корпорации CGN вопрос – не окажут ли влияния американские санкции на проекты с участием гуандунцев в Британии? В этой стране гуандунская корпорация намерена частично финансировать строительство блоков с EPR на двух площадках, а на третьей площадке построить блоки с реакторами HPR-1000.
В своих комментариях в «Weibo» гуандунцы настаивают на том, что санкции на британских проектах не скажутся.
«Реализуемые проекты в Соединённом Королевстве не используют американских ядерных технологий… Мы продолжим работы по ядерным проектам в Британии совместно с нашими партнёрами», – говорится в одном из комментариев.
Надо отметить, что поступает и иная информация. Так, на проходившем в Абу-Даби форуме участники от CGN предупреждали о возможных трудностях и даже срывов графиков строительства британских блоков вследствие американских санкций. Но в целом официальная позиция корпорации заключается в том, что санкции не помешают британским проектам.
Другая китайская корпорация, CNNC, в своём аккаунте «WeChat» прокомментировала возможное влияние американских экспортных ограничений на перспективы проекта HPR-1000, или «Hualong One».
«Проект «Hualong One» основан на реакторной технологии третьего поколения с независимыми (китайскими) правами собственности… Локализация в проекте достигает 85%, проект не сильно зависит от импорта от США. Таким образом, американские ограничения не скажутся на «Hualong One», – считают в CNNC.
А вот проекты перспективных реакторов, в которых предполагалось китайско-американское сотрудничество, от введённых ограничений действительно могут пострадать.
Наиболее известный такой проект – совместные работы CNNC и американской компании «TerraPower» по реактору с бегущей волной. О перспективах этих работ в новых условиях пока достоверной информации не поступает.