ВЭФ-2024 – новая логистика и новая энергетика

Восточный экономический форум (ВЭФ) в очередной раз начнёт свою работу в российском Владивостоке 3 сентября 2024 года.

Кратко о форуме

ВЭФ – ключевая международная площадка для создания и укрепления связей российского и мирового инвестиционного сообщества, всесторонней экспертной оценки экономического потенциала российского Дальнего Востока, представления его инвестиционных возможностей и условий ведения бизнеса на территориях опережающего развития.

Мероприятия форума проходят в формате панельных сессий, круглых столов, теледебатов, деловых завтраков и бизнес-диалогов с ведущими странами – партнёрами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также с АСЕАН – ключевой интеграционной группировкой активно развивающихся стран Юго-Восточной Азии.

Форум был учреждён указом Президента Российской Федерации Владимира Путина от 19 мая 2015 года в целях содействия развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, выступая на пленарном заседании форума в сентябре 2018 года, сказал:

«Китай всегда был и остаётся активным сторонником и участником в развитии сотрудничества на Дальнем Востоке России. Для этого у нас есть уникальные географические преимущества, поскольку Китай и Россия – крупнейшие соседи. Имеем прочную политическую основу, будучи партнёрами по всеобъемлющему стратегическому взаимодействию. Китайско-российские отношения переживают наилучший в истории период.

* * *

Мы готовы вместе с российской страной прилагать общие усилия к сотрудничеству в таких ключевых сферах, как инфраструктура, энергетика, сельское хозяйство, туризм, мобилизовать активность среднего и малого бизнеса, усиливать технологичную роль в сотрудничестве, повышать добавленную стоимость продукции, дополнять друг друга своими преимуществами, достигать взаимной выгоды на благо плодотворного сотрудничества Китая и России на Дальнем Востоке».

Кратко о программе ВЭФ-2024

В деловой программе ВЭФ-2024 можно особо выделить несколько направлений (сессий). Одна из сессий посвящена новым контурам международного сотрудничества.

Вне сомнения, всё более важную роль в международном сотрудничестве в XXI веке призван играть БРИКС. Этот год в истории объединения стал знаковым. Расширение БРИКС не только открыло новые окна возможностей, но и поставило сложные задачи, связанные с переформатированием его работы.

Как расширение повлияет на процесс принятия решений внутри БРИКС? Как будет выглядеть идеальная формула учёта интересов всех стран-членов объединения? Что будет дальше с процессом расширения БРИКС? Может ли БРИКС расширить свое взаимодействие в сфере международной безопасности? БРИКС и мировое большинство: как лучше всего построить взаимодействие? Как теперь должен позиционировать себя новый БРИКС? Эти и другие вопросы планируют обсудить в открытой дискуссии участники ВЭФ-2024.

На сессии «Технологии независимости» участники обсудят роль цифровых технологий в медицине. Одно из заседаний будет посвящено аддитивным технологиям и промышленной робототехнике как инструментам развития регионов Дальнего Востока и Арктики. Другие темы для дискуссий – цифровая безопасность, стратегия научно-технологического развития России, особенности судоремонта в условиях независимости, и многое другое.

Логистика: новые маршруты

Россия активно развивает Северный морской путь (СМП), и большую работу в этой связи проделывает государственная корпорация «Росатом». Китайские компании могут получить значительный выигрыш от использования СМП как транзитного маршрута на фоне проблем с другими логистическими путями (сокращение логистики через Суэц на фоне обстрелов хуситов и т.п.).

СМП, а точнее, Большой Северный морской путь (БСМП) – это единственная водная магистраль, которая связывает все субарктические и арктические районы России, и это один из наиболее эффективных, а в некоторых случаях и безальтернативных способов снабжения населённых пунктов российской Арктики.

Арктические проекты постоянно адаптируются к новым условиям, это видно по рекордным объёмам строительных грузов. Важно, что постепенно формируется новый подход к международному взаимодействию по развитию СМП.

Как видится дальнейшее развитие СМП, станет ли нацпроект «Эффективная транспортная система» драйвером развития СМП и БСМП? Как решается вопрос развития инфраструктуры на Севморпути и обеспечения безопасности его прохождения? Что необходимо предпринять для увязывания СМП с опорной транспортной инфраструктурой – железные дороги, глубоководные порты. Какие ближайшие шаги намечены в международном сотрудничестве?

Эти и другие вопросы заявлены для обсуждения на заседании «Северный морской путь и его логистические возможности», намеченном на 5 сентября 2024 года. Важно отметить, что в работе заседания примут участие генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв и председатель китайской компании «NewNew Shipping Line» Фан Юсинь. Надеемся, что и другие китайские компании и корпорации последуют положительному примеру своих коллег из «NewNew Shipping Line», уже не новичков на СМП.

Атомная энергетика Дальнего Востока

Атомная тематика на форуме ВЭФ-2024 не ограничивается одним только СМП. Накануне открытия форума в России были опубликованы предложения по строительству новых АЭС в срок до 2042 года. Как можно видеть, мирный атом всерьёз намерен закрепиться на Дальнем Востоке.

В планы «Росатома» включены Приморская АЭС с двумя блоками с реакторами ВВЭР-600/С, аналогичная ей Хабаровская АЭС, а также Якутская и Чукотская АСММ и МПЭБ «Баимский» с различными вариантами малых реакторов РИТМ.

Дальний Восток России — развивающийся регион, нуждающийся в строительстве новых генерирующих мощностей. Китайские энергетические компании могут принять активное участие в развитии энергетики Дальнего Востока, причём не только непосредственно в строительстве электростанций, но и в поставке корпусов (судов) для плавучих атомных электростанций российского проекта.

Развитие энергетики Дальнего Востока выгодно не только России, но и Китаю, так как дальневосточные электростанции могут поставлять электроэнергию в промышленные районы северо-восточного Китая — сейчас эти поставки затруднены, так как Дальний Восток сам нуждается в киловатт-часах.

Что могли бы предложить китайские атомные корпорации российским коллегам при развитии дальневосточной атомной энергетики? Эти вопросы обязательно будут затронуты в ходе работы форума ВЭФ-2024.

SinoAtom © 2017-2024