Мы публикуем текст вербальной ноты постоянного представительства Китайской
Народной Республики при МАГАТЭ от 20 марта 2023 года. Нота была распространена 23 марта 2023 года под номером INFCIRC/1080.
Ответ Китая на заявление Генерального директора МАГАТЭ в связи с сообщением о AUKUS
Китай принял к сведению недавнее Совместное заявление руководителей Соединённых Штатов, Соединённого Королевства и Австралии относительно AUKUS.
Китай выражает свою серьёзную озабоченность и решительное несогласие в связи с продолжением сотрудничества партнёров по AUKUS в области атомных подводных лодок, которое осуществляется исключительно из их собственных геополитических интересов, несмотря на озабоченность международного сообщества.
В то же время Китай серьёзно обеспокоен заявлением Генерального директора МАГАТЭ в связи с сообщением о AUKUS и решительно выступает против того, чтобы Соединённые Штаты, Соединённое Королевство и Австралия принуждали Секретариат МАГАТЭ одобрить их сотрудничество в области атомных подводных лодок, заключив договорённости об исключении гарантий в отношении этого сотрудничества.
Сотрудничество AUKUS в области подводных лодок во всей полноте обнажило лицемерие партнёров по AUKUS в вопросах ядерного нераспространения.
Сотрудничество AUKUS в области атомных подводных лодок знаменует собой первый случай в истории, когда государства, обладающие ядерным оружием, передают ядерные силовые установки для военных кораблей и большое количество оружейного высокообогащённого урана государству, не обладающему ядерным оружием.
Существующая система гарантий МАГАТЭ не способна обеспечить эффективные гарантии в отношении такой деятельности. В этой связи такое сотрудничество создаёт серьёзные риски ядерного распространения и противоречит объекту и цели ДНЯО.
Партнёры по AUKUS заявили, что их деятельность будет соответствовать высочайшим стандартам ядерного нераспространения и что они всячески стремятся достичь договорённости по гарантиям с Секретариатом МАГАТЭ.
По сути же они принуждают Секретариат сделать исключение в отношении гарантий, что наносит серьёзный ущерб авторитету Агентства и удар по системе гарантий.
Если партнёры по AUKUS будут настаивать на собственном курсе, то некоторые другие страны неизбежно последуют их примеру, что в конечном итоге может привести к краху международного режима нераспространения ядерного оружия.
Партнёры по AUKUS не имеют права принимать решения за все государства-члены МАГАТЭ по связанным с гарантиями вопросам сотрудничества AUKUS в области атомных подводных лодок.
Сотрудничество AUKUS в области атомных подводных лодок затрагивает авторитет, целостность и эффективность ДНЯО. Гарантии в отношении такого сотрудничества порождают сложные политические, юридические и технические проблемы, вызывают серьёзные разногласия в международном сообществе и затрагивают интересы всех государств-членов МАГАТЭ.
В этой связи они должны обсуждаться всеми заинтересованными государствами-членами в рамках прозрачного, открытого и инклюзивного межправительственного процесса с учётом прошлой практики укрепления системы гарантий МАГАТЭ.
Пока не будет достигнут консенсус между всеми государствами-членами партнёры по AUKUS не должны продолжать своё сотрудничество в области атомных подводных лодок, а Секретариат не должен вести с ними переговоры по соответствующим договорённостям о гарантиях.
Принципиально важно, чтобы партнёры по AUKUS отреагировали на озабоченность международного сообщества, а также стран региона, отказались от устаревшего мышления времен холодной войны и антагонизма, прекратили блоковую политику и конфронтацию, воздержались от того, чтобы ставить свои геополитические интересы выше обязательств по нераспространению ядерного оружия, и перестали принуждать Агентство одобрить их сотрудничество в области атомных подводных лодок.
Включение семь раз подряд соответствующего пункта в повестку дня Совета управляющих и Генеральной конференции полностью подтверждает озабоченность международного сообщества по поводу сотрудничества AUKUS в области атомных подводных лодок.
Если партнёры по AUKUS искренне хотят выполнить свои обязательства по ядерному нераспространению, они должны поддержать процесс межправительственного обсуждения в рамках Агентства, а не навязывать свои решения всем государствам-членам.
Китай решительно выступает против просьбы Австралии начать переговоры с Секретариатом по соответствующей договорнности о гарантиях, предусмотренной статьей 14 её Соглашения о всеобъемлющих гарантиях.
Хотя статья 14 и предусматривает, что использование ядерного материала в «незапрещённой военной деятельности» не требует применения гарантий, однако консенсуса по определению такой деятельности достигнуто не было.
Важно также отметить, что существует значительное расхождение во взглядах по поводу толкования статьи 14, в частности в отношении того, насколько она согласуется со статьей 2 Устава Агентства, применима ли она к оружейному ВОУ в «переданных» силовых установках для атомных подводных лодок и можно ли сформулировать эффективные договорённости в отношении гарантий на её основе.
Договорённость о гарантиях между Австралией и Агентством, заключаемая на основании статьи 14, будет представлять собой прецедент, затрагивающий интересы всех государств-членов.
В этой связи вопросы, связанные с такой договорённостью, должны в первую очередь обсуждаться всеми заинтересованными государствами-членами в рамках межправительственного процесса с целью достижения консенсуса и с учётом прошлой практики Агентства по укреплению системы гарантий, а не на тайных переговорах между отдельными государствами-членами и Секретариатом.
Китай настоятельно призывает Секретариат строго придерживаться своего мандата, предусмотренного Уставом Агентства, неизменно действовать в рамках своей ответственности по нераспространению и не одобрять деятельность партнёров по AUKUS, связанную с ядерным распространением.