Международная конференция FR22 по быстрым реакторам и связанным с ними топливным циклам прошла в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене с 19 по 22 апреля 2022 года.
С дискуссионным докладом о возможных путях перехода китайской атомной энергетики к коммерческому замкнутому ядерному топливному циклу на конференции выступил Сяо Минь (Xiao Min), представляющий китайский НИИ атомно-энергетических технологий.
Нужно отметить, что данный институт входит в состав корпорации CGN, конкурента корпорации CNNC, а именно последняя отвечает в КНР за строительство быстрых натриевых реакторов.
То есть при чтении статьи следует принимать во внимание, что она отражает в определённой мере позицию гуандунской корпорации, не участвующей активно в быстрой натриевой программе Китая.
Быстрые или тепловые
С ростом атомного парка в Китае одновременно происходит и накопление ОЯТ легководных реакторов. Если сейчас в КНР накоплено более 8,5 тысячи тонн ОЯТ, то к 2030 году скопится 23,5 тысячи тонн.
В Китае принята политика замыкания ЯТЦ и обсуждается план по строительству крупного завода по переработке производительностью 800 тонн ОЯТ в год.
При этом в Китае отсутствует чёткая стратегия повторного использования делящихся материалов – предназначаются они для быстрых реакторов или для легководных тепловых? Ответ на этот вопрос должен быть получен до начала коммерческой переработки ОЯТ.
Докладчик считает, что степень зрелости технологий быстрых реакторов и их топливных циклов всё ещё невысока, и они не достигнут зрелости как минимум до второй половины XXI века.
В свою очередь, отметил докладчик, применение MOX-топлива в легководных реакторах достаточно широко распространено в мире. В общей сложности было использовано порядка 7,5 тысяч MOX-сборок на АЭС Франции, Бельгии и других стран.
Сяо Минь напомнил, что в Японии «более десяти» блоков лицензированы на частичную загрузку MOX-топлива.
Докладчик рассмотрел известный французский опыт использования MOX-топлива в легководных реакторах, после чего перешёл к практике России.
Он отметил, что в России принята стратегия, которая предусматривает создание двухкомпонентной атомной энергетики с тепловыми и быстрыми реакторами, что докладчик считает отказом от прошлого курса на замыкание топливного цикла только с быстрыми реакторами.
В этой связи интерес докладчика вызывают новости об испытаниях в России REMIX-топлива для реакторов ВВЭР.
Возможный китайский путь
У Китая сейчас нет большого опыта по замыканию ЯТЦ. Поэтому, полагает докладчик, начинать переход к коммерческому замыканию стоит осторожно, а именно с использования MOX-топлива в легководных реакторах.
На первом этапе нужно начать с загрузки опытных партий MOX-кассет, после чего постепенно перейти к серийному производству и использованию MOX-топлива.
По мере освоения технологии следует постепенно повышать глубину выгорания MOX-топлива с целью выйти на MOX parity, то есть на сценарий, при котором потребление плутония примерно сравняется с его производством.
Докладчик признал, что нейтронно-физические свойства MOX-топлива достаточно сильно отличаются от свойств уранового топлива. Соответственно, для китайских блоков с реакторами II поколения максимально возможным станет загрузка MOX-топливом до 30% активной зоны.
После этого можно будет приступить к реализации второго этапа, а именно создания в КНР двухкомпонентной структуры атомной энергетики, включающей в себя как тепловые, так и быстрые реакторы.
В завершающей части доклада Сяо Минь рассмотрел несколько возможных конфигураций двухкомпонентной атомной энергетики Китая. Они приведены на иллюстрации ниже.
В статье остановимся на наиболее интересной конфигурации, в которой присутствуют быстрые реакторы на 600 МВт(э) и блоки с «Hualong One».
На каждый блок с быстрым реактором приходится блок с «Драконом». Загрузка быстрых реакторов – 100% MOX, загрузка «Драконов» – 20% MOX, 80% урановое топливо. На практике это означает, что при каждой перегрузке «Дракона» меняется 48 сборок с урановым топливом и 12 MOX-сборок.
Масса плутония, выгружаемого из «Дракона», превышает массу загружаемого плутония (логического противоречия здесь нет, так как общий КВ «Дракона» по-прежнему остаётся меньше единицы).
Плутоний из ОЯТ теплового реактора идёт на нужды изготовления MOX-топлива для быстрого реактора, а плутоний из ОЯТ быстрого реактора направляется на изготовление MOX-топлива для теплового реактора (и частично на собственные нужды по топливу). При этом быстрый реактор работает в режиме с КВ=1.
Если поднять долю MOX-топлива в «Hualong One» до 30%, то быстрому реактору придётся перейти в режим бридера и работать с КВ=1,1 для обеспечения устойчивой по топливу работы рассматриваемой пары быстрого и теплового реакторов.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru