Постфукусимский опыт Китая

МАГАТЭ выпустило технический документ, посвящённый мероприятиям, выполненным в последнее время странами-членами агентства для укрепления безопасности действующих АЭС.

Название документа – INTERNATIONAL ATOMIC ENERGY AGENCY, Experiences in Implementing Safety Improvements at Existing Nuclear Power Plants, IAEA-TECDOC-1894, IAEA, Vienna (2020).

Отдельная глава в документе рассматривает мероприятия по повышению безопасности действующих АЭС, которые были предприняты в Китае после аварии на японской АЭС «Фукусима Дайичи».

В период с марта по декабрь 2011 года в Китае прошли всеобъемлющие инспекции на всех атомных станциях в соответствии с планом, принятым совместно правительством КНР, регулирующим органом NNSA, национальным энергетическим управлением КНР, сейсмологической службой КНР и другими китайскими организациями и ведомствами.

Инспекции опирались на действующие законы, правила и технические стандарты КНР, а также на современные стандарты безопасности, выпущенные МАГАТЭ, и на предварительные результаты и выводы, сделанные после изучения всех обстоятельств фукусимской аварии.

Инспекции затрагивали 11 ключевых областей, а именно:

      1) корректность выбора внешних событий, оценённых при выборе площадок;

      2) оценка планов и потенциала борьбы с наводнениями на площадках;

      3) оценка планов действий в условиях землетрясения и сейсмостойкости станций;

      4) эффективность систем контроля качества на АЭС;

      5) проверка систем противопожарной защиты;

      6) меры по предотвращению и смягчению последствий аварий, вызванных множественными внешними природными событиями;

      7) анализ аварий с полным обесточиванием станции (SBO) и доступность дополнительных источников энергоснабжения при таких авариях;

      8) предотвращение тяжёлых аварий, меры по смягчению их последствий и оценка надёжности этих мер;

      9) планы действий при групповых инцидентах;

      10) эффективность систем экологического мониторинга;

      11) прочие возможные слабые места.

Инспекции проводились, в основном, путём анализа схем и рассмотрения документации и записей оперативного персонала, самооценки станциями, обследования площадок и технических оценок.

Для действующих станций упор делался на их способности противостоять экстремальным внешним воздействиям и тяжёлым авариям, а также на их планы действий в условиях чрезвычайных ситуаций. Для строящихся АЭС были привлечены самые последние требования по безопасности.

Общий вывод, сделанный по итогам продлившихся девять месяцев инспекций, гласит, что действующие и строящиеся АЭС в континентальном Китае в целом удовлетворяют стандартам безопасности КНР и самым последним стандартам МАГАТЭ по безопасности, и безопасность китайских атомных энергоблоков гарантирована.

В то же время, были выявлены отдельные проблемы, способные повлиять на качество строительства и безопасность эксплуатации китайских гражданских ядерных объектов. В частности, они касались следующих областей:

      1) предотвращение тяжёлых аварий и смягчение их последствий;

      2) исходные данные по возможным затоплениям, заложенные в проектную документацию АЭС «Qinshan»;

      3) последствия ударов цунами по площадкам АЭС;

      4) сейсмостойкость высокопоточного исследовательского реактора.

После инспекции в NNSA были сформулированы требования по повышению безопасности китайских атомных станций и по устранению выявленных замечаний с учётом уроков Фукусимы.

Среди прочего, китайские регуляторы выдвинули требования в следующих областях:

      1) внедрение водонепроницаемых входов и соединений;

      2) снабжение станций мобильными генераторами и насосами;

      3) обеспечение эффективности систем сейсмического мониторинга;

      4) укрепление способности противостоять наводнениям;

      5) углублённая оценка рисков землетрясения и цунами;

      6) совершенствование станционных руководств по управлению тяжёлой аварии (SAMG) и повышение, если необходимо, водородной безопасности блоков АЭС;

      7) укрепление способностей реагирования на ядерные аварии;

      8) повышение публичности и степени раскрытия информации;

      9) разработка ВАБ второго уровня и ВАБ для внешних воздействий;

      10) совершенствование анализа функциональности и обитаемости центров управления в аварийных условиях;

      11) совершенствование планов по предотвращению возгораний с целью повышения способностей по раннему предупреждению и реагированию на возгорания.

Кроме того, NNSA одобрило и опубликовало в октябре 2016 года стандарт безопасности «Code on Safety of Nuclear Power Plants: Design» (HAF102-2016).

Данный документ основывается на документе МАГАТЭ «IAEA Safety Standards Series no. SSR 2/1 (Rev. 1), Safety of Nuclear Power Plants: Design» и использует некоторые соображения из документа HAF102-2004. В нём учтён опыт, полученный при проектировании, строительстве и эксплуатации АЭС в Китае, а также учтены уроки, извлечённые из аварии на Фукусиме.

Updated: 09.02.2020 — 20:36
SinoAtom © 2017-2019 Frontier Theme