Компания «Rio Tinto» продаст свою долю в намибийском урановом руднике «Россинг» китайской урандобывающей компании CNUC. Для правительства Намибии это шанс увеличить свою долю в проекте.
3% для Намибии
Напомним предысторию. Уран в пустыне Намиб был открыт в 1928 году. О его добыче здесь задумались в 1966 году, когда «Rio Tinto» закрепила за собой права на разработку месторождения. До выдачи первой продукции на руднике пришлось ждать ещё десять лет, до 1976 года.
В 2017 году, по данным «Rio Tinto», на «Россинге» было произведено 4652 килофунтов урана (более 2100 тонн).
В настоящее время компании «Rio Tinto» принадлежит 68,62% акций управляющей рудником компании «Rossing Uranium Limited». Теперь эта доля должна перейти китайцам из CNUC.
Второй по величине пакета акционер – Иран, как ни удивительно для многих это прозвучит. Акции рудника (15%) иранское правительство купило ещё при шахском режиме. Революционный Иран остался акционером, однако урана из Намибии не получает.
Более того, дивиденды, причитающиеся Тегерану, хранятся в намибийских банках и не перечисляются в Иран из-за запрета намибийского центробанка. Платежи в Иран были остановлены в 2008 году, а сами дивиденды хранятся в намибийской валюте и не могут быть конвертированы.
Зимой 2017 года появились сообщения о том, что Иран придумал способ добраться до своих дивидендов. А вот сообщений о том, смог ли Иран воспользоваться им на практике, до сих пор не было.
Кроме «Rio Tinto» и Ирана, в списке акционеров «Россинга» есть компания из ЮАР и группа намибийских частных лиц и компаний.
Присутствует в списке и правительство Намибии с долей всего лишь 3%. Утешительным призом для Виндхука можно считать долю 51% при голосовании, но на доходы от деятельности рудника это обстоятельство практически не влияет.
Акции и перспективы
Авторы большой статьи, опубликованной в «The Namibian», с энтузиазмом восприняли новость о продаже пакета акций, принадлежащего «Rio Tinto». По их мнению, сделка создаёт для страны возможности по увеличению своей доли.
Если сделка будет доведена до конца, то китайские компании окажутся основными владельцами двух крупных намибийских урановых месторождений – «Россинг» и «Хусаб».
По мнению Клеофаса Мутджавикуа, губернатора области Эронго, на территории которой находится «Россинг», это чревато возникновением монополии.
Губернатор видит возможным решением проблемы увеличение «спустя некоторое время» доли в «Россинге» намибийских государственных компаний.
«Должно быть равновесие в акционерной структуре с участием государства», – рассуждает Мутджавикуа, воздерживаясь, однако, от конкретных предложений. Но авторы статьи в «The Namibian» напоминают, что в месторождении «Хусаб» намибийской госкомпании «Epangelo Mining Company» принадлежит 10% акций.
Какими возможностями располагает Намибия для увеличения своей доли в «Россинге»? Управляющий директор «Rossing Uranium» Ричард Сторри провёл пресс-конференцию в связи со сделкой и уточнил, что она будет завершена только при выполнении нескольких условий. Одно из них – одобрение со стороны намибийского антимонопольного комитета.
Другой механизм воздействия на акционеров связан с упоминавшимся утешительным призом, а именно, 51% голосов у правительства Намибии при голосованиях. Если Виндхук пожелает, то теоретически сможет навязать остальным акционерам требование уступки части акций в пользу государства. Но как акционеры отнесутся к столь грубому вмешательству в деятельность рудника?
Помощник генерального секретаря профсоюза горняков Намибии Паулус Шитумба считает, что шансы государства нарастить свой пакет акций в «Россинге» высоки: «Сложилась хорошая возможность для обсуждения нового соглашения (о распределении акций)».
Профсоюзный лидер обещает внимательно следить за ситуацией после перехода «Россинга» под контроль китайской компании. Ни он, ни губернатор Мутджавикуа не сомневаются в том, что в конечном итоге сделка будет одобрена.
«Себестоимость производства на «Россинге» не соответствует ценам на урановом рынке. Если кто-либо не придёт со стороны, то работы на руднике будут сворачиваться, а это чревато серьёзными последствиями для экономики и рабочих мест», – аргументирует губернатор своё положительное отношение к появлению китайцев.
А вот отношение горного министерства Намибии пока до конца непонятно, так как от публичных комментариев это ведомство пока воздерживается.
Ричард Сторри рассказал журналистам, что в министерстве о готовящейся сделке знали заранее. Для сравнения, персоналу рудника о ней сказали только в минувший понедельник – после того, как в переговорах по сделке наметилась определённость.
По словам Сторри, в ближайшее время на руднике ничего не изменится, он продолжит работать как и ранее. Завершение сделки по продаже акций намечено на середину 2019 года.
Действующие долгосрочные контракты позволяют обеспечить работу «Россинга» до 2025 года. Слабая рыночная ситуация могла бы привести к досрочному закрытию рудника, но приход китайской CNUC позволяет надеяться не только на сохранение рудника в строю, но и на его расширение.