Китай рассматривает возможности использования своих высокоскоростных железных дорог в качестве потенциальной стартовой платформы для нанесения ядерных ударов, говорится в статье, опубликованной в «South China Morning Post».
Китайские исследователи
В Китае есть поезда, развивающие скорость до 350 км/ч. Это небольшие по китайским меркам составы, до 16 вагонов, каждый из которых весит около 60 тонн.
Современная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) может поместиться внутри вагона. Скоростной поезд после определённых модификаций в состоянии выдержать её запуск, а вот состояние железнодорожного пути после пуска вызывает большие вопросы.
Инь Цзыхун – адъюнкт-профессор гражданского строительства Юго-западного университета Цзяотон в Чэнду, провинция Сычуань. Он ведущий научный сотрудник национального исследовательского проекта, финансируемого центральным правительством.
В рамках проекта Инь Цзыхун и его коллеги моделируют работу высокоскоростной железнодорожной системы запуска МБР. Они используют как компьютерное моделирование, так и данные испытательных пусков, проведённых китайскими военными.
Полученные результаты они изложили в рецензируемом журнале Юго-Западного университета Цзяотон. Главный сделанный вывод – в некоторых обстоятельствах высокоскоростная железная дорога может лучше подходить для задачи пуска МБР с поездов, чем традиционно рассматриваемая в этих целях железная дорога, по которой перевозят тяжёлые грузы.
Различия в фундаментах
«По сравнению с железными дорогами большой протяжённости высокоскоростные железные дороги отличаются большими скоростями составов и плавностью их движения. На высокоскоростных железных дорогах возможно лучше обеспечить мобильность, безопасность и скрытность передвижения военных транспортных средств», – считают исследователи.
При строительстве железных дорог используется балласт, сыпучий материал (мелкие камни, гравий и т.д.), заполняющий пространство между шпалами и земляным полотном. Для промышленных железных дорог, по которым перевозят тяжёлые грузы (руда, уголь и т.д.), балласта требуется больше.
При пуске МБР с поезда образуется мощная ударная волна, которая может ощущаться на глубинах до 8 метров, что намного превышает толщину базовой конструкции большинства железнодорожных линий в Китае.
Согласно исследованию, проведённому группой Инь Цзыхуна в 2020 году, даже для промышленных железных дорог потребуется более укреплённая база, чтобы они смогли пережить пуск ракеты.
Но в своей новой статьи исследователи утверждают, что обеспечивать дополнительную прочность для высокоскоростной железной дороги нет необходимости. Рельсы у таких дорог проложены и закреплены на бетоне без нужды в балласте в качестве буферной зоны.
Согласно результатам моделирования, большинство нарушений, вызванных пуском ракеты, будут ограничены неглубокими участками железнодорожной инфраструктуры, где повреждения легче обнаружить и устранить.
Пекинский исследователь, изучающий железнодорожное машиностроение, назвал полученный результат “не совсем неожиданным». Он попросил газету не называть его имени.
Чрезвычайно высокая эксплуатационная скорость составов требует, чтобы высокоскоростная железная дорога имела фундамент намного более прочный, чем у промышленных дорог и, тем более, у дорог общего пользования, считает пекинский эксперт.
По открытым данным несущая конструкция фундаментов некоторых высокоскоростных железных дорог в Китае достигает глубины 60 метров.
Группа Инь Цзыхуна отметила ряд других преимуществ высокоскоростных дорог – например, большую плавность хода составов. Но есть и недостатки – например, некоторые низкочастотные вибрации, создаваемые пусковой установкой, могут представлять опасность для компонентов путей, таких как рельс и бетонная плита.
Военные перспективы
Неясно, станут ли (и если станут, то когда) китайские военные развёртывать платформы для пуска ядерных МБР, основанные на высокоскоростной железной дороге.
Гонконгская газета отмечает, что ей не удалось связаться с экспертами для получения комментариев по данному вопросу.
Во время Холодной войны Советский Союз построил и поставил на боевое дежурство более десятка БЖРК – боевых железнодорожных ракетных комплексов.
По мнению военных экспертов, такие системы с большей вероятностью выдержат первую волну ядерного нападения, чем другие наземные системы, причём поезд, по некоторым оценкам, может перевозить столько же ракет, сколько атомная подводная лодка.
Менее чем за два десятилетия Китай создал крупнейшую в мире сеть высокоскоростных железных дорог. Она играет важную роль в системе материально-технического обеспечения китайских вооружённых сил, служа быстрым транспортом для личного состава и грузов, но её использование в ядерной войне открыто не обсуждалось.
По сообщениям в СМИ, Китай испытал использование поезда для пуска МБР DF-41 (Dongfeng-41) в 2016 году, при этом ракета пускалась за счёт давления газа, без воспламенения ракетного топлива.
Ракета DF-41 представляет собой 80-тонную МБР, несущую несколько ядерных боеголовок с дальностью действия до 15 000 км.
Её размеры – около 20 метров в длину и 2 метра в ширину. Вагон типичного китайского скоростного поезда имеет длину около 27 метров и диаметр более 3 метров.