Китай мог бы предложить развивающимся странам пути перехода от ископаемого топлива к чистой энергии.
Так считает высокопоставленный китайский специалист по экологической политике, говорится в статье, опубликованной в «South China Morning Post».
Совместная работа
Директор-основатель национального центра по стратегии в области изменения климата и международному сотрудничеству (NCSC) Ли Цзюньфэн полагает, что Китаю следует не только думать о собственном энергетическом переходе, но и работать совместно с развивающимися странами над решением стоящих перед ними задач по продвижению к углеродной нейтральности.
Выступая на экологической конференции в Пекине, Ли напомнил, что в Китае были коммерциализированы многие прорывные энергетические технологии – например, в атомной и солнечной энергетике.
«Таким образом, мы можем разрабатывать совместные с другими странами программы для помощи их энергетическому переходу. В том числе, со странами, участвующими в инициативе «Один пояс – один путь» и программе сотрудничества «Юг-Юг», – сказал Ли.
В настоящее время Ли Цзюньфэн занимает должность старшего советника NCSC, национального института, связанного с министерством экологии и окружающей среды.
В качестве эксперта по экологической и энергетической политике он помогал разработать национальный план действий Китая в области изменения климата и закон о возобновляемых источниках энергии, а также являлся ведущим автором национальных климатических докладов КНР, готовившихся для ООН.
Китайские успехи
Китай является мировым производителем №1 парниковых газов. Но при этом Китай также является лидером в области развития возобновляемых источников энергии.
Почти 80% солнечных панелей в мире производятся в Китае. В 2020 году Китай построил больше мощностей ветроэлектростанций в 2020 году, чем мир вместе взятый годом ранее. К 2030 году на долю КНР будет приходиться почти половина совокупной мощности береговой ветроэнергетики в мире (сейчас – примерно 40%).
«Около половины оборудования для ветроэнергетики в развитых странах производится в Китае, но не китайскими компаниями, а китайскими заводами многонациональных конгломератов. Продукция выпускается в Китае, а затем продаётся за границу», – сказал Ли.
Что касается атомной энергетики, то Китай в настоящее время является единственной страной, способной производить реакторы третьего поколения в массовом порядке.
Некоторые из них уже действуют в Китае, в том числе «Hualong One», в проекте которого используется китайская технология третьего поколения. Реактор на атомной электростанции «Fuqing» в юго-восточной провинции Фуцзянь начал коммерческую эксплуатацию в январе 2021 года.
На АЭС «Shidao Bay» в восточной провинции Шаньдун в этом году были выведены на критику первые два высокотемпературных газоохлаждаемых реактора. Как ожидается, они будут подключены к сети до конца года.
Предложение из Бангладеш
«Энергетический переход во всём мире преследует одну и ту же цель – сократить выбросы углекислого газа. Переход заключается не только в сокращении потребления угля, но и в сокращении потребления нефти и газа», – сказал Ли Цзюньфэн.
«Если страны намерены достичь углеродной нейтральности примерно в середине века, то их пути должны быть в основном одинаковыми, а именно, они должны повышать долю неископаемого топлива в энергобалансе. Следовательно, мы должны уделять внимание обмену опытом и международному сотрудничеству».
О конкретном сотрудничестве на конференции в Пекине говорил Хондакер Голам Моаззем, директор по исследованиям центра политического диалога в Дакке, Бангладеш.
На долю энергии ветра и солнца в Бангладеш в настоящее время приходится всего 3% от общего объёма электрогенерации, что намного ниже целевого показателя (10% до конца этого года).
«Китай является крупным инвестором в Бангладеш и вносит значительный вклад в её развитие. Мы ожидаем, что Китай сможет предложить Бангладеш долгосрочное комплексное решение для экологически чистой энергетики, которое будет включать не только производство электроэнергии, но и передачу и распределение энергии на основе ВИЭ», – сказал Моаззем.
«Мы также понимаем, что, по крайней мере, в течение некоторого периода времени энергетическая безопасность будет основываться на ископаемом топливе. Но на самом деле мы ожидаем… что другие страны поддержат Бангладеш в продвижении к чистой энергетике», – добавил бангладешский политолог.