Генеральный директор МАГАТЭ во время поездки в Китай дал интервью газете Global Times. Публикуем сокращённый перевод интервью.
Достижения Китая в области атомной энергетики и его приверженность безопасному использованию атомной энергии привлекают значительное внимание. Как Вы оцениваете эти достижения?
Атомная отрасль Китая переживает значительный рост во многих областях. Китай продолжает развивать свою программу строительства АЭС, одновременно разрабатывая новые технологии, такие как малые модульные реакторы.
Недавно я посетил провинцию Хайнань на юге Китая, где у меня была возможность увидеть Linglong One, первый в мире коммерческий наземный малый модульный реактор, который имеет огромные перспективы как для Китая, так и для развивающихся стран.
То, что я вижу здесь, – это очень динамичная отрасль, которая неуклонно набирает обороты в энергетическом балансе страны. Я очень оптимистично смотрю на этот процесс.
Для достижения такого роста в атомной энергетике важно иметь очень сильную систему безопасности, полное соответствие международным стандартам и солидный послужной список в области безопасности. Китай обладает всеми этими элементами.
МАГАТЭ как орган, устанавливающего эти международные стандарты, очень обнадеживает тот факт, что ядерный рост Китая прочно основан на соблюдении этих правил, а также на сотрудничестве с нами в этих областях.
Как Вы упомянули, МАГАТЭ заинтересовано в продолжении сотрудничества с Китаем. Как Вы оцениваете будущее сотрудничества между двумя сторонами в области ядерной безопасности?
Ядерная безопасность является неотъемлемым элементом атомной энергетики. У нас не может быть такой сложной технологии без очень строгих проверок и норм, гарантирующих безопасную и безотказную эксплуатацию ядерных реакторов.
Китай уделяет этому большое внимание, поскольку в скором времени в стране будет введено в эксплуатацию более 100 атомных энергоблоков.
Китайский ядерный регулятор и CAEA поддерживают тесное сотрудничество с МАГАТЭ, активно участвуя в наших международных встречах и в текущих процессах обновления стандартов безопасности.
Мы обсуждаем такие разработки, как малые модульные реакторы и термоядерный синтез. Эти достижения способствуют созданию постоянно развивающейся нормативной базы – своего рода системы безопасности, с помощью которой можно эффективно контролировать любые потенциальные последствия.
Китай выступает за создание справедливой и инклюзивной рыночной среды для продвижения мирного использования атомной энергии, гарантируя, что страны глобального Юга смогут участвовать в международном ядерном сотрудничестве на равноправной и упорядоченной основе. На ваш взгляд, какие потенциальные выгоды это сотрудничество могло бы принести другим странам, особенно странам глобального Юга?
Примечательно, что атомная энергетика является приоритетом не только для Китая. Многие страны, особенно на глобальном Юге и в развивающихся странах, проявляют большой интерес к атомной энергетике.
Атомная энергетика компактна, эффективна и не приводит к выбросам парниковых газов, что делает её весьма привлекательной для энергетического планирования.
В настоящее время лишь ограниченное число стран обладают ядерными технологиями и возможностями для их передачи или экспорта, и Китай является одной из них.
Крупные китайские атомные корпорации выходят на международные рынки и даже становятся лидерами в отрасли.
Это одна из причин, по которой во время моего визита я проводил беседы с руководителями китайских атомных корпораций.
В настоящее время атомная энергетика в основном сосредоточена в крупных странах. Однако в связи с растущим спросом на энергетическую безопасность и экологически чистую энергию развивающиеся страны рассматривают атомную энергетику как жизнеспособный вариант.
Китай, обладающий ядерными технологиями, активно взаимодействует со странами глобального Юга посредством таких инициатив, как глобальная инициатива в области развития (GDI), превращая ядерные технологии в ключевую область сотрудничества.
Мы можем ожидать повышения активности китайской атомной отрасли на международных рынках.
Я думаю, что GDI естественным образом связана с развитием атомной энергетики. Она полностью соответствует цели обеспечения чистой и доступной энергией как можно большего числа стран.
Поскольку искусственный интеллект (ИИ) продолжает стремительно развиваться и потреблять всё большее количество энергии, как его развитие может быть интегрировано с атомной энергетикой?
Искусственный интеллект и атомная энергетика, я бы сказал, очень органично сочетаются.
Центры обработки данных с использованием искусственного интеллекта требуют стабильного и бесперебойного энергоснабжения, и атомная энергетика может обеспечить именно это, тем более, когда у нас есть такие технологии, как малые модульные реакторы, которые могут быть установлены в отдалённых местах.
Благодаря модульности атомная электростанция может обслуживать не только центр обработки данных, но и небольшой город или предоставлять такие услуги, как опреснение воды или централизованное теплоснабжение.
В этом году МАГАТЭ проведет в Вене первую международную конференцию по искусственному интеллекту и атомной энергетике. И я ожидаю, что будет много участников из Китая.
Мы отметили, что китайские университеты усиливают подготовку специализированных кадров в области применения ядерной энергии для стран глобального Юга. Что Вы думаете об академическом сотрудничестве, реализуемом в рамках этой инициативы?
Такой обмен и сотрудничество необходимы. Таланты – это краеугольный камень развития отрасли. Технологии не могут развиваться в вакууме; для этого требуется хорошо подготовленная рабочая сила, поддерживаемая системой образования.
Именно поэтому я всегда активно продвигал сотрудничество с образовательными учреждениями. Во время этого визита я посетил Пекинский университет, а во время моего предыдущего визита – университет Цинхуа.
Я всегда стараюсь взаимодействовать с преподавателями и студентами, чтобы понять их способности. Я считаю, что образование является основой социального процветания, и оно также необходимо для воспитания следующего поколения талантливых специалистов в области ядерных разработок.
Меня переполняет энтузиазм, когда я общаюсь со студентами из этих китайских университетов. Я вижу их такими вдохновлёнными и полными оптимизма.
В наши дни мы живем в такие сложные времена – тарифные войны, геополитическая конфронтация, – и всё же я по-прежнему вижу в глазах этих студентов надежду на новые возможности и оптимизм.
И это то, на чём мы должны сосредоточиться: как направить это новое поколение, молодое поколение, которое возьмёт на себя ответственность в течение следующих 20 или 30 лет, на создание лучших условий для мира.
Когда ситуация становится сложной, не время бежать с кораблей, самое время сохранять спокойствие и продолжать прилагать усилия.
Поскольку за последние дни Вы посетили несколько городов Китая, что произвело на Вас наибольшее впечатление во время ваших путешествий?
Для меня посещение Китая стало обычным делом. Я прилетаю сюда довольно часто и полагаю, что в будущем это будет ещё чаще.
Что я нахожу таким вдохновляющим и позитивным, так это перемены, которые я вижу – изменения в городском ландшафте, изменения в экономике и изменения в отношении людей.
Я начал приезжать в вашу страну в 1980-х годах, так что с годами я стал свидетелем этих преобразований и думаю, что это настоящий источник оптимизма.
Для меня, как для главы международной организации, Китай – это место, где мне нужно быть и с кем мне нужно работать.
Кроме того, теплота людей, их гостеприимство, еда и все остальное всегда делают мои визиты сюда незабываемыми.