- Предлагаем вниманию читателей сокращённый перевод статьи, опубликованной в газете South China Morning Post. Автор статьи – коммодор К. Удай Бхаскар — директор общества политических исследований, независимого аналитического центра.
Южная Корея намерена приобрести атомные ударные подводные лодки с одобрения и при содействии США, говорится в совместном информационном бюллетене, опубликованном на прошлой неделе.
Это решение было принято после встречи в конце октября между президентом Южной Кореи Ли Чжэ Меном и президентом США Дональдом Трампом в Кенджу.
Соглашение позволяет Южной Корее построить свои первые ударные атомные подводные лодки, которые будут вооружены обычными вооружениями и работать на высокообогащённом уране, источником которого станут Соединённые Штаты .
Оно также допускает ограниченные возможности по обогащению урана и переработке отработавшего топлива внутри страны.
Вопрос о том, соответствует ли такой протокол договору о нераспространении ядерного оружия, представляется спорным.
Приобретение атомных подводных лодок при содействии США повысит стратегический авторитет Южной Кореи и пошатнёт систему безопасности в Восточной Азии, что, в частности, будет иметь серьёзные последствия для Китая.
Только шесть стран – США, Россия, Китай, Британия, Франция и Индия – в настоящее время обладают стратегическими атомными подводными лодками.
Южная Корея может стать восьмым членом группы, а Австралия — седьмым после того, как приобретёт свои подводные лодки в рамках соглашения AUKUS.
Модернизация подводных лодок Южной Кореи частично обусловлена тем, что КНДР обладает ядерным оружием и разрабатывает собственные атомные подводные лодки, что представляет прямую угрозу системе безопасности на море, возглавляемой США, на Корейском полуострове и в Восточной Азии.
И Южная Корея, и Япония полагаются на ядерный зонтик США вместо того, чтобы обладать собственным оружием массового уничтожения, и они рассматривают растущий ядерный и ракетный потенциал Пхеньяна как источник постоянной тревоги.
После окончания холодной войны Восточная Азия становится всё более нестабильной, а различные противоборствующие группировки подрывают динамику безопасности.
В то время как напряжённость вокруг ядерного оружия в основном связана с США и Россией, противоречивые отношения между США и Китаем формируют реальность в регионе.
На вторичном уровне напряжённость в отношениях между двумя Кореями более чем ощутима. И это в дополнение к враждебности, сохраняющейся со времен колониального правления и завоеваний императорской Японии на Корейском полуострове и в Китае соответственно, осложняет усилия по установлению более нормальных связей и развитию сотрудничества в регионе.
КНДР, не теряя времени, осудила действия США, направленные на то, чтобы подготовить почву для приобретения Южной Кореей атомных подводных лодок.
18 ноября 2025 года Пхеньян выступил против этой сделки, а государственные СМИ заявили, что это вызовет эффект «ядерного домино», который может спровоцировать «горячую гонку вооружений» в регионе.
Сохраняющаяся вражда и подозрительность между двумя Кореями проистекают из последствий первого десятилетия холодной войны. В то время как враждебность была в основном между США и бывшим Советским Союзом, конкуренция между ними привела к тому, что более мелкие страны, такие как Корея и Вьетнам, оказались втянутыми в орбиту соперничающих сверхдержав.
На смену СССР в качестве нового крупного игрока на глобальном геополитическом ландшафте пришёл Китай.
Решение США помочь Южной Корее вступить в клуб атомных подводных лодок можно рассматривать как часть усилий Южной Кореи по созданию ряда региональных морских группировок, которые смогут отстаивать интересы безопасности США в Индо-Тихоокеанском регионе, одновременно ослабляя растущую морскую самоуверенность Китая.
Создание четырёхсторонней группы в составе США, Японии, Индии и Австралии было одной из таких инициатив, хотя в последнее время она бездействовала из-за того, что Трамп нацелился на Индию с торговыми и санкционными угрозами.
Трёхсторонняя группировка США, Японии и Южной Кореи и возможность того, что Филиппины заменят Индию в новом «отряде», вероятно, усилят беспокойство Китая на море.
Решение тогдашнего президента США Джо Байдена присоединиться к Британии в оказании Австралии помощи в приобретении атомных подводных лодок стало значительным отходом от традиционной сдержанности США в отношении передачи или обмена ядерными ноу-хау в морской сфере.
Китай, похоже, был убеждён, что AUKUS стал первым шагом в создании «азиатского НАТО», и хотя эта группировка не набрала тех оборотов, которых опасался Пекин, беспокойство, которое она вызвала, тем не менее, реально.
География не благоприятствует Китаю в морской сфере, а военное присутствие США в западной части Тихого океана ещё больше сдерживает амбиции Пекина.
Атомные ударные подводные лодки являются грозными платформами, несмотря на то, что они вооружены только обычными боеприпасами.
Долговечность, обеспечиваемая ядерными двигателями, позволит осуществлять подводное наблюдение на более высоком уровне и повышать осведомлённость о морском пространстве по сравнению с обычными подводными лодками.
Рост числа группировок во главе с США и новая боеспособная Южная Корея ещё больше усилят морскую нестабильность Китая в Индо-Тихоокеанском регионе.
Этот уровень озабоченности можно увидеть в заявлениях посла Китая в Сеуле Дай Бина, который заявил, что соглашение между США и Южной Кореей «выходит за рамки чисто коммерческого партнёрства, напрямую затрагивая глобальный режим нераспространения и стабильность Корейского полуострова и региона в целом».
В годы, предшествующие приобретению Южной Кореей своей первой атомной подводной лодки, будет много потенциальных факторов, осложняющих ситуацию, включая статус Тайваня и стремление Японии к большей автономии в плане безопасности.
Обе страны обладают доказанными возможностями обычных подводных лодок и технологически готовы к высокому уровню атомных лодок.
Как и Южная Корея, Япония рассматривается как государство с высоким уровнем ядерной латентности, а это означает, что она могла бы быстро обзавестись ядерным оружием, если бы захотела это сделать.
В то время как подводная ядерная установка представляет собой более сложную задачу, соглашение между США и Южной Кореей может привести к фактическому эффекту домино.
Существует высокая вероятность того, что в ближайшие годы в водах Восточной Азии будет больше обитателей морских глубин, оснащённых атомными двигателями, что делает необходимость во взаимосогласованных ограждениях ещё более насущной.